Сайт Ролевого Движения города Запорожья
Главная
Народ
Игры
История
Статьи
О проекте
Словарь
Музей
Турниры
Скачать
Сказки
Фотогалерея
Принцесса Запорожья
Форум
логин:
пароль:
Статьи
 
назад к списку статей
Автор: ???? ???????
Дата: 5 Апреля 2005 03:18

Что такое Ролевая Игра?



Что такое Игра и ролевое движение вообще? Есть куча научных и наукообразных определений, но все они сводятся к следующему: Игра - это способ реализации личности человека в условиях измененной по определенным правилам реальности и обществе. "Определенные правила" и есть правила Игры, роль - "способ реализации".

Правила Игры составляются людьми, которых называют мастерами игры, они же наблюдают за соблюдением правил игры. Игроки - люди выбравшие себе роль в соответствии с правилами игры и согласившиеся на соблюдение данных правил и, как следствие, на подчинение мастерам игры.

Для чего люди делают игры? Вопрос ответа на который до сих пор никто найти не может. Даже те люди, которые игры делают. Обычно они ругаются, обещают больше никогда не делать игр: и делают их снова. Скорее всего, их роль - роль "Мастеров" является их способом самореализации в большой игре под названием "Жизнь".

Для чего люди играют в игры? Как пишут в умных книгах - это попытка человека добиться тех целей, которых он не может достичь в жизни обычной. Если проще, то цель игры - осуществить мечты слабого стать сильным, хитрого - главным, сильного - самым, самым..... Но это если проще, а на самом деле игра может использоваться в самых разных целях, например: образовательных, тренинговых, медицинских и множестве других.

"Полем" игры может стать любой предмет.

Любой тренировочный процесс уже сам по себе является игрой, например, отработка приемов в боевых искусствах, разработка шахматной партии и любые другие виды тренировок. Люди, знакомые с медицинской психологией, имеют представление о "психодрамме": отработке ситуации, имевшей (или имеющей) травмирующее действие на психику человека. С её же помощью выводят человека из стресса и депрессии. И конечно нельзя забывать обычные детские игры "понарошку" и им подобные.

Так что же такое "Ролевые Игры"? В наших играх очень много от театрализованного представления, если хотите - карнавала. Карнавала в его первоначальном значении, где каждый представляется тем кем хочет, кем может, но не обязательно тем (или обязательно не тем) кем есть на самом деле. Но есть и ограничивающие факторы - сценарий, он же вводная часть и распределённые роли. Причем роль - это способ, а вводная часть - возможности самореализации личности на игре. Пытаясь разобраться в сущности "Игр" мы неизбежно приходим к такому понятию как "Правила Игры" (или просто "Правила").

"Правила" - это есть свод законов измененной реальности игры плюс описание этой самой реальности. В описание входит вводная часть и персоналии. "Персоналии" - это действующие лица данного мира, которые тем или иным способом могут влиять на состояние или изменять развитие событий данного мира. Пример: особо "крутой" маг в мире фентези; Ричард Львиное сердце в Старой Англии; Эрнст Оппенгеймер в игре "Манхэттэн" (была такая игра по переписке в конце 90-х ). При этом "Персоналии" имеют не богатый выбор линий поведения в отличии от простых игроков. Они имеют разработанный характер, определенные наклонности, сценарий поступков и решений изложенных литературно, исторически либо в сценарии игры. Простой ролевик сам разрабатывает свою "судьбу", хотя и должен "поместиться" в рамки изложенных правил.

Довольно часто составители правил ограничиваются сухим перечислением основных персонажей действа, иногда описывают их симпатии и антипатии. На мой взгляд, этого недостаточно. Обычный среднестатистический игрок не сумеет чего-либо сделать, опираясь на столь скудные данные. Желательно, что бы мастера задавали хотя бы две-три линии интриги на каждую основную роль, тогда будьте уверены, что-либо да сработает или же игрок на этой основе придумает, что то свое.

Подача вводной части, "Персоналий" и списка ролей (например: граф и десять человек челяди; Робин Гуд и разбойники; маг и два-три ученика) может производиться по разному. Основными способами являются, индивидуальный и/или общий. Довольно часто встречаются различные смешения.

Общий способ: вводная часть и "персоналии" подаются вместе с основным списком ролей, с описаниями индивидуальных и групповых возможностей (магических, политических, личностных, экологических и т.д. и т.п. ), в том числе и линии "мастерских" интриг. Вся информация доступна каждому игроку независимо от "ранга" его роли.

При индивидуальном подходе информация выдается блоками - согласно заявленной роли. Зачастую эта информация специализированна и конфиденциальна. Игрок, получивший информацию по роли (особенно по ключевой) сам решает, какую часть информации ему сделать открытой в процессе игры.

Моё мнение: вводная часть - описание мира, историческая ситуация и тому подобные вещи - должны быть доступны всем игрокам. Так же, общедоступными должны быть "персоналии" - количество ключевых фигур, состав и возможности команд в целом, сведения по ремеслам, торговле, оружии, лекарству и т.п., общий план взаимоотношений между командами и ключевыми ролями.

Индивидуально же стоит подавать планы мастерских интриг для каждого ключевого ролевика, спец. способности личные и командные.

Итак в правилах должны быть:

Вводная часть оформленная так или иначе.

"Персоналии" - список ключевых ролей и команд, общий план их возможностей и отношений, количество и пропорциональность.

Правила:

- экономические (ремесло и торговля)
- религия и магия
- медицина

Правила "мертвятника" - регламентируют "смерть" и "посмертное" поведение игроков.
Боевые правила или "боёвка"- правила ведения поединков и боевых действий. Сюда же стоит включить регламент защитных средств и укреплений, используемых на игре - "строяк".
Обязательный пункт - правила поведения на игре. Сухой закон, режим дня, правила устройства лагерей, техника безопасности на полигоне, а так же другие пункты на усмотрение мастеров игры.
Пункты с 3 по 6 подробно не расписываю - каждый мастер пишет их так, как понимает (под себя) и вариантов море.

Отдельная тема опасности игры. Они все-таки есть и разные, и не стоит их игнорировать.

Опасности игры можно разделить на три типа:
Физические
Психологические
Моральные.

К физическим опасностям можно отнести различные физические травмы, заболевания вызванные переохлаждением, пищевые отравления и разного рода аллергии. Физические травмы можно разделить на полученные в результате "общения с природой", например травмы при заготовке дров, неудачном передвижении по полигону, неосторожном обращении с ножом, огнем и т.п. Эти опасности преодолеваются путём предварительной туристической подготовки команды. Гораздо опаснее травмы, получаемые в процессе игры (в основном в процессе боевых действий) как с точки зрения закона, так и с точки зрения тяжести. С ними бороться тяжелее. Это требует обеспечения команды защитным снаряжением, обучения владению оружием. От мастеров требуется тщательное отслеживание оружия, щитов, доспехов, собственно боевых действий на травмобезопасность. Если мастера не позаботятся об этом, игра будет опасна и её финал может быть печален.

К моральным опасностям я отношу утерю или кражу вещей, не игровое хамство и хулиганские выходки отдельных игроков. Бороться с этим можно либо с привлечением государственных структур - милиции и т.п., либо - это должно держаться на личном авторитете мастеров и общекомандном духе. На мой взгляд, при необходимости, мастера могут (и даже должны!) вмешиваться в подобные происшествия даже силовым образом - особенно в случаях с не игровым хамством и пьяным хулиганьем, иначе могут вмешаться родственники потерпевших и милиция, что может плохо закончится как для конкретной игры, так и для ролевого движения в целом. Примеры тому существуют.

Теперь о травмах психологических. Классифицировать их могу лишь приблизительно. Наиболее частыми являются:

психотравма в результате попадания в зону травм описанных выше - многие люди тяжело переносят вид текущей крови, также сюда можно отнести панические состояния (не редко встречаются при физических травмах, утере денег и/или документов) и воздействие на личное достоинство.

травма в результате личной неудачи - расстройство личных (особенно романтических, особенно в раннем возрасте) отношений, не удачное исполнение роли, просто не удачная игра (это в основном у мастеров), сюда же проигранный бой и т.п.

травма в просторечии называемая "уход от реальности" - когда человек начинает жить от игры до игры и от кона до кона. Это заболевание особенно тяжело переносят несовершеннолетние, личностно и/или социально не устроенные лица, зачастую психически не уравновешенные, что добавляет "радости".
Психотравмы первой группы наиболее безопасны как для человека, так и для ролевого движения в целом. За редким исключением их последствиями являются либо ругань с последующим отдыхом, либо легкая истерика в той или иной форме.

Вторая и третья группы психотравм значительно опаснее, причем вторая лично для человека, так как часто приводит к нервным срывам и депресиям, а третья опасна всему движению в общественном представлении, особенно, когда речь идет о несовершеннолетних.

И все-таки, несмотря на все трудности и опасности, на мой взгляд, игры - это хорошо. Стоит лишь посмотреть, сколько у нас народа поющего, играющего, пишущего и даже издающегося. Мы не сидим в грязных городах и душных квартирах, таскаем рюкзаки, пытаемся тренироваться, а кто-то тренируется всерьез, шьем, пилим, строгаем, точим и что важнее всего - мы думаем, чем сильно отличаемся от основной безликой, сопящей, чавкающей людской серой массы. И именно за это она нас не любит. Она старается задавить нас, огрубить и опошлить ту идею, с которой и начинались игры. Именно с проникновением в ролевую среду этой тупой серости связано падение уровня отыгрыша на играх и уровня самих игр, увеличения пьянства и хамства на играх, безобразное отношение к природе на полигонах и не соблюдение правил игры. Игры пытаются сделать местом "оттяга", набора и сравнения "крутизны", со своей "братвой" и "корешами", доводя до наркоманского и алкогольного заповедника и разборок в стиле "месилово по жизни".

Мы не должны этого допускать. Один человек ничего не может сделать, но если каждый из нас хоть чуть-чуть: А значит давайте думать об играх, делать игры и ездить на игры, но быть строже к себе, честнее к другим, справедливее ко всем. Ведь грубости и пошлости хватает везде, хоть об этом часто и забывают, обвиняя нас в пьянстве, невоспитанности и разврате.

А ведь игра - это и есть отражение общества.
Обязательно загляните на ФОРУМ.
 
Рекомендуем прочитать: Закажите у alhim.com.ua, промывка теплообменника.
   
проект Андрея Кащеева 2004 год