Сайт Ролевого Движения города Запорожья
Главная
Народ
Игры
История
Статьи
О проекте
Словарь
Музей
Турниры
Скачать
Сказки
Фотогалерея
Принцесса Запорожья
Форум
логин:
пароль:
Статьи
 
назад к списку статей
Автор: ????????? ????????
Дата: 30 Марта 2004 05:48

Международный фестиваль исторических обществ <Рыцарский замок>. 2002 год

<Держись, детка! Мир сходит с ума>, - именно эта фраза частенько приходит на ум после 15 минут просмотра практически любой телепередачи. Космические корабли продолжают бороздить просторы Вселенной, но уже с первыми любопытными толстосумами на борту. Тысячи подростков, а также дядей и тетей далеко не школьного возраста тратят дни и ночи на уничтожение виртуальных монстров, создание империй или элементарный треп в Сети. Мужчины и женщины заключают браки прямо в небесах, с парашютом за плечами или с аквалангом в морской глубине. А ведь не всегда было так.

Средние века уже наступили?!

Нет, я не ратую за запрещение однополой любви, мобильной связи и автомобильной индустрии. Просто хочу рассказать о людях, которые сходят с ума вместе с этим миром, но хронологически в ином направлении. Они живут не только здесь и сейчас, но и во времена античности, Киевской Руси или Высокого Возрождения. Ареал обитания - от туманного Альбиона до Китая. Им может быть 17, а может и все 57 лет. Они воссоздают былые эпохи: битвы и балы, похороны и свадьбы, костюмы, доспехи, оружие, быт, нравы. Все это и есть <историческая реконструкция>. Но в одну реку, как известно, не войти дважды. Изготовить оружие или одежду из известных в то время материалов и в соответствии с технологиями прошлого пускай подчас сложно, но все-таки возможно. А вот воскресить события многовековой давности со всей точностью, допустим Столетнюю войну между Англией и Францией, уже не получится. Да и не так это интересно играть роль англичанина, зная, что явится Дева Жанна, и полетят тогда клочки по закоулочкам. Поэтому на масштабных выездных мероприятиях заранее определены только участвующие стороны, а результат их противостояния может оказаться совершенно неожиданным. Это уже <альтернативная история> и <историческое моделирование>.

Все клубы в гости к нам!

Театральные фестивали, туристические слеты, чемпионаты по компьютерным играм и экстремальным видам спорта стали делом привычным. Сборища же реконструкторов - явление не столь частое и, как правило, закрытое, посему завершившийся недавно в Судаке международный фестиваль исторических обществ <Рыцарский замок> событие во многих отношениях примечательное.

За долгие столетия своего существования крепость в Судаке пережила многое. Основанная византийцами, захваченная и разрушенная татарами, отстроенная генуэзцами, она долгое время оставалась военным форпостом и торговым центром, соперничая за влияние в регионе с занятой венецианцами Кафой (современная Феодосия). После падения Крымского ханства и вхождения полуострова в состав Российской империи, поселение очутилось на периферии истории. Вековой летаргический сон не слишком потревожил даже гремящий под стенами Каzантип. Но вот уже второе лето подряд, благодаря проведению фестиваля исторических обществ, крепость ненадолго возвращается к временам своей славы и могущества.

Отметим сразу, что организаторы, участники и зрители все происходящее воспринимают по-разному. Первым важно, чтоб фестиваль прошел без накладок, ненужного травматизма и финансово оправдал себя. Вторые приезжают себя показать, других посмотреть, покупаться в море, попугать прикидом местных жителей, по возможности подзаработать, продавая кое-что из оружия и позируя для фото. Третьи заинтересованы в том, чтобы увидеть и заснять всего и побольше, потратив при этом как можно меньше. Учитывая, что вход на территорию крепости в эти дни для взрослого стоил 20 (для детей 10) гривен, а фото- и видеосъемка оплачивались отдельно, подобное желание вполне понятно. Сам фестиваль проходил в 3 этапа: первый и третий, заключительный, в Судакской крепости, второй - в Херсонесе. В эти дни представители более 20 клубов со всей Украины, а также России, Молдовы и Беларуси стали гостями <Рыцарского замка>.

Как это было

В 7 утра барабанная дробь оповещает о том, что для участников фестиваль уже начался. Следующие 2 часа посвящены поиску питьевой воды в быстро пустеющих бочках, стоянию в очереди за кипятком (разжигать костры на территории крепости нельзя), подобию завтрака и облачению в костюм. В 9 вступает в силу <сухой закон>, а народ начинает медленно, но верно подтягиваться к главным воротам. По каменным ступенькам, по пыльным тропкам топают, элегантно бряцая доспехами, воины, скользят, придерживая длиннейшие платья, дамы, босиком или в простых сандалиях меряют землю простолюдины и монахи. Зрители все прибывают, сперва замирают у входа, заворожено глядя на разодетую стражу, затем, пообвыкнув и сделав пару снимков, разбредаются группками под предводительством экскурсоводов. Посетив Консульский замок, облазив стену вдоль и поперек, повисев на дыбе и полюбовавшись местными видами, заплативший свои кровные денежки турист жаждет зрелищ.

Главное блюдо фестиваля - бугурт - массовое сражение. В нем участвуют практически все боеспособные мужчины и даже некоторые барышни. Прочие же вместе с большей частью дам уходят в оцепление: сдерживать нетерпение зрителей. А они, в стремлении увидеть все, никак не желают освобождать место, предназначенное для трюков на лошадях. Воины делятся на 2 приблизительно равных по численности лагеря. Одни представляют европейское средневековое княжество, многие годы терзающее беззащитное славянское население, другие, соответственно, славянское воинство, у которого лопнуло почти безграничное терпение. Поскольку славяне почему-то все время были в численном меньшинстве, им оказывал поддержку свободолюбивый шотландский народ в неизменных килтах. Памятуя славные традиции своих предков, горцы не упускали случая устроить <шотландскую атаку>. Кто не знает, что это такое, смотрите <Храброе сердце>.

<Подлые захватчики> прячутся за импровизированными стенами замка, а <воины-освободители> начинают наступление. Конные разъезды, передовой отряд стрелков с луками и арбалетами, обмен любезностями в виде стрел и пуль - все это только присказка. Сказка начинается, когда на поле боя появляются осадные машины и артиллерия. Коронный номер - выстрел из <органа смерти>, многоствольного орудия, от которого падает замертво большая часть пехоты нападающих. Исход противостояния решает схватка между группами сильнейших бойцов с обеих сторон. Здесь не может победить дружба: бой идет до тех пор, пока в живых остается хоть один противник. Когда все кончено, и пыль оседает на поверженные тела, победители собирают знамена, священники принимают последнюю исповедь, а женщины оплакивают павших. Теперь самое время сказать: <Война закончилась! Всем спасибо. Все свободны!> Впрочем, свободны только зрители. Они блуждают от одного края крепости к другому, наблюдая за соревнованием стрелков, конкурсом костюмов и доспехов, рыцарским турниром, работой кузни и гончарной мастерской. Желающие могут за отдельную плату пострелять из : да из всего, чего душа желает и позволяет кошелек! Выстрел из арбалета или лука стоит 1гривну, из кулеврины - 25, пушки - 50, а сотенная купюра способна заставить играть даже <орган смерти>. Любители риска могут попробовать выйти на ристалище в полном боевом доспехе и померяться силами с лучшими фехтовальщиками России и Украины. Те, кому чужд столь изысканный вид самоубийства, могут ограничиться традиционными и совершенно бесплатными забавами вроде швыряния бревен на дальность.

И так целый день. А когда под неумолчный треск цикад с моря приходит темнота и повисает на старых башнях, измотанные рыцари в помятых латах и синяках возвращаются в родные пенаты. Прекрасные дамы, сменившие шелк и парчу на джинсу, готовят ужин. И уже можно упасть на землю просто так, а не на поле боя, засмотреться на звезды, а поскольку время <сухого закона> истекает, то и отдать должное крымскому вину. А завтра всему начинаться сначала. И еще через неделю в Херсонесе. И снова в Судаке:И уже совсем натурально, почти не дыша, лежат убитые, и все яростнее звон клинков, и все безутешнее плач вдов. В конце фестиваля даже строгий Станиславский мог бы сказать: <Верю! Вот теперь верю!>.

Такое увлечение, хотя это скорее стиль жизни, со стороны может казаться странным. Почему и зачем люди посвящают свое время и силы делам давно минувших дней? Что движет ими? Хочется ответить словами известного писателя и историка Умберто Эко: <:то единственное чувство, которое побуждает философа философствовать, писателя писать: оставить послание в бутылке, чтобы то, во что мы верим или что казалось нам прекрасным, показалось бы достойным веры или любования тем, кто придет после нас>.

Материал подготовлен при живейшем участии Запорожского клуба исторического моделирования <ВасЫлиск>
Обязательно загляните на ФОРУМ.
 
Рекомендуем прочитать:
   
проект Андрея Кащеева 2004 год